Герои суворовцы и нахимовцы
Найти
на главную  |  написать письмо  |  карта сайта  
о сайте
герои суворовцы
герои нахимовцы
памяти павших
новости
гостевая
форум

Памяти павших › Подполковник Петунин А.А.

 

Подполковник Петунин Анатолий Анатольевич

Анатолий Анатольевич Петунин родился 25 сентября 1952 года в городе Бобруйске в семье офицера... В 1959 году пошел в школу. Сейчас трудно сказать, кем он мечтал стать, но мать хотела видеть его только офицером. В 1968 году Анатолий надел форму суворовца Минского СВУ. Инетерс к военнному делу, спорту предопределили его дальнейшую судьбу. Суворовское училище он окнчил превосходно и поступил в Киевское общевойсковое командное училище, после которого был направлен в Спецназ, однако прослужил в нем лейтенант Петунин недолго.

 

Новый поворот военной судьбы привел его в Череповецкое училище связи и сам недавний курсант стал командовать курсантами. Раз меренность и предсказуемость службы пришлась Анатолию не по душе и он добился возвращения в родные войска, был направлен в Прибалтийский военный округ, в 4-ю ОбрСпН, Вильянди.

 

Война в таком далеком от Прибалтики Афганистане шла уже пятый год, и конца ей не было видно. Пришла очередь и Анатолия...

 

Олег Мартьянов, сосед Петунина по коммуналке, с которым судьба свела его и на той войне, вспоминал:

 

«Разница в возрасте у нас была почти десять лет, но ее никогда не ощущал. Анатолий относился к таким людям, с которыми сходишься именно по-человечески, духовно. Наверное, будь он генералом мне, лейтенанту, с ним было бы обращаться так же легко, а тут оба взводные.

 

... У Анатолия военная карьера как-то не сложилась с самого начала. Удивительно, что он никогда не впадал в отчаянье... и говорил по этому поводу: «Ничего, прорвемся».

Война быстро расставила все по своим местам, показала, кто чего стоит. Взводным он побыл недолго,вскоре его назначили начальником разведки батальона, затем начальником штаба 154-го ОоСпН. Через месяц службы в ДРА его представили к ордену Красной Звезды. Осенью 1985-го, наконец, присвоили звание майора.

 

В первом настоящем бою Петунина я был с ним рядом, можно сказать, плечом к плечу воевали. Мы попали в очень трудное положение. В кишлаке Тонгитокчи, где предполагалось уничтожить небольшую банду – человек десять заурядных грабителей, совершавших разбойные налеты на дорогу Джелалобад-Асадабад столкнулись лицом к лицу с целым бандформированием в несколько сот человек, только что пришедший из Пакистана. Нас же была не полная рота – человек сорок. Спасло то, что мы не растерялись... Ну и подкрепление вовремя подоспело. Анатолий тогда действовал так, словно всю жизнь воевал, а не в первый раз... Профессионал!»

 

29 - 31 марта 1986 у самой границе с Пакистаном в ущелье Карера, батальон спецназа, в котором служил Петунин, выполнил поставленную задачу, хотя понес потери. Пуля снайпера сразила и Анатолия, перебив ему позвоночник, полностью разорвав спинной мозг, повредив легкие, печень...

 

Ранение было смертельным. Никто из врачей не брался объяснить, как он выжил в холодных горах, почти сутки ожидая вертолета и эвакуации в госпиталь.

Осложнения начались сразу. Еще в Кабуле развивалась гангрена правой ноги. Ее ампутируют, возникают пролежи, незаживающие язвы, идет постоянное кровотечение. Петунина эвакуируют в Ташкент. Врачи не оставили ему никаких надежд. Однако состояние раненного неожиданно улучшилось, появилась возможность переправить его в Москву. С одного из военных аэродромов нескольких тяжелораненных «афганцев» отвезли в Центральный военно-морской госпиталь. Так волею случая сухопутный офицер связал свою дальнейшую жизнь с военно-морскими медиками.

 

Здоровье Анатолия опять осложнилось, а вот судьба продолжала наносить один безжалостный удар за другим... Не выдержало боли сына и разорвалось сердце отца. Получилось, что от душманской пули погиб человек, прошедший Великую Отечественную войну, в Афганистане не бывавший.

 

Чего только не пришлось выдержать Анатолию и вот израненный, измученный он пошел на поправку. Как только понял, что будет жить, дал себе клятву именно жить, а не существовать. Едва появилась возможность в передвигаться инвалидном кресле, стал навещать раненных «афганцев», подбадривать их. У его кровати появился эспандер, потом гантели и пудовые гири. Месяцы мучительных тренировок, и в креслу-каталку сажали не «живые мощи», а атлета с наливными бицепсами и широкой грудью в десантном тельнике – госпитальную одежду он не признавал.

 

Руководство военно-морского госпиталя, видя этот каждодневный подвиг воина-«афганца» поступило в лучших традициях русского офицерского братства. На имя Главкома Сухопутных войск был отправлен очень человечный и умно составленный рапорт с ходатайством о поощрении мужественного офицера. И вот 6 апреля 1988 года приказом Министра обороны СССР майору А.А.Петунину, кавалеру орденов Красного Знамени и Красной Звезды, было присвоено очередное воинское звание – подполковник, на ступень выше звания, предусмотренного по штатной должности.

 

... Когда генерал Громов выводил последнего солдата из Афганистана, у подполковника Петунина началась гангрена левой ноги. Тогда он едва не умер, но прорвался.

Он проходил лечение в Таллинне в августе-сентябре, был в военном санатории г.Саку. ничто не говорило о близящейся трагической развязке, наоборот, Антатолий загорелся желанием написать большую книгу о истории создания разведывательно-диверсионных подразделениях в различных странах мира.

 

... Сердце подполковника Петунина остановилось в десятую годовщину ввода войск в Афганистан.

 

Самое ужасное началось после его смерти, когда офицер девять дней пролежал непогребенный, потому что не могли организовать похороны – в родной части не позаботились об этом – ведь скончался Петунин в госпитале ВМФ. Балтийский Флот и здесь взял его под свое крыло – моряки ДКБФ проводили в последний путь подполковника Петунина со всеми почестями. Для ПрибВО он «пропал» и поэтому, наверное, развивался над изголовьем Героя лишь приспущенный флаг ВМФ, а не Советсвкой Армии, как и небыло рядом с моряками почетного караула десантников.

 

Горе убило и мать Анатолия, через месяц не стало и ее. Похоронили Валентину Ивановну рядом с сыном. Так душманская пуля сразила на протяжении четырех лет трех человек.

 

И в памяти нашей останется Человек, кадет, офицер Анатолий Петунин.

 

Источник: «Так вспомним алые погоны. К 50-ти летию Минского суворовского военного училища». Н.Смирнов, В.Драгомирецкий.

 

о сайте  |  герои суворовцы  |  герои нахимовцы  |  памяти павших  |  новости  |  гостевая  |  форум  |  контакты
   e-mail: info@svu.ru Все права защищены. 2005. «Герои суворовцы и нахимовцы».   |   Создание и поддержка — «Сёма.Ру»